Святыни храма

«Спас в Силах» — иконографический тип Христа как Небесного Царя и Судии, Господа Вседержителя, Спаса Вседержителя. Характерной особенностью икон этого плана является то, что восседающий на престоле Спаситель изображается на фоне трех особых геометрических фигур: красного ромба (квадрата), вписанного в синий овал (круг, эллипс), который, в свою очередь, «наложен» на красный четырехугольник, в углах коего, выступающих из-за контура овала, расположены символы четырех Евангелистов, по одному в каждом углу (орёл — знак Иоанна, ангел — Матфея, телец — Луки, Лев — Марка).

Красный ромб, обрамляющий фигуру Спасителя, знаменует огонь Божества и указывает на Божественное достоинство Мессии; синий овал символизирует Небо, ангельский мир, а внешний и самый крупный четырехугольник, включающий символы Евангелистов, указывает на проповедь Евангелия по всему миру.

Христос пишется благословляющим правой рукой, держащим в левой Книгу (символ Благовестия и Книги жизни).

Иконография этого сюжета отображает эсхатологический мотив, являя Мессию в величии Небесной славы, Таким, Каким Он явится при кончине веков, чтобы судить мир.

Отчасти сюжет заимствован из видения пророка Иезекииля, созерцавшего Господа, носимого ангельскими силами, представленными под образом таинственных животных (Иез.1:4-28).

Эта святая икона в нашем храме должна была занять место в алтаре, однако из‐за сложившихся обстоятельств помещена с остальными иконами, написанными в такой же стилистике, в южном притворе храма.

 


Икона «Спас Вседержитель», или Пантокра́тор (от греч. παντοκράτωρ — всевластный, всесильный, всемогущий) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс или погрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте.

В Покровском храме города Черкесска является частью иконостаса, она как и Богоматерь с младенцем (также на иконостасе) выделяются среди остальных икон [иконостаса] стилем написания – они более реалистичны. Это объясняется тем, что они изначально были написаны для иконостаса собора Святителя Николая Мирликийского Чудотворца тогда ещё станицы Баталпашинской.

 


Икона Святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 

Иконография святого гласит:
Поверх (или взамен) одежды из верблюжьей шерсти может быть одет в тканый хитон и гиматий. В руки Иоанна традиционно помещается свиток («хартия») с одним из следующих вариантов надписи: «Покайтеся приближибося Царствие Небесное»; «Аз глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень»; «Се агнец Божий вземляй грехи мира. Сей есть о Нем же аз рех: по мне грядет Муж, иже предо мною быст, яко первее мене бе». Детали изображения Иоанна Предтечи несут различный символический смысл: Свиток в руках говорит о начале проповеди. Холмы, на фоне которых изображён Иоанн, не только означают место проповеди, но являются символом возвышенного ума и духовного очищения — мира горнего.
Икона была написана примерно во второй половине XIX, начале XX.
Находится на южной стене храма.

 


Иверская икона Пресвятой Богородицы, или Вратарница, или Привратница (греч. Πορταΐτισσα — Портаитисса) — икона Девы Марии с Младенцем, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции. Со времени чудесного появления никогда не покидала Святую Гору.

В 1904 году список был создан в Ново-Афонском Симоно-Кананитском монастыре с памятной надписью на обратной стороне: «христолюбивым жителям в благодатную помощь и заступление всем с верою и усердием, прибегающим ко Пресвятой Богородице, умильно молящимся пред честным Ея образом».

До сегодняшнего дня эта икона хранится в Покровском храме города Черкесска и считается чудотворной.
Вот пример одного из чудес:
У местных жителей сохранилась история чудесного избавления города Черкесска от немецкой оккупации. Прихожанка Покровской церкви Нина рассказывала, что фашисты оккупировали город летом 1942 года. В январе 1943 года, жители ждали освобождения Черкесска нашими войсками. В этом ожидании прихожане собрались в Покровской церкви и молились к Божией Матери о спасении. В момент подхода к Черкесску наших войск поднялся снежный буран, который выглядел как белая пелена над городом. В этой пелене верующие увидели знак Покрова Божией Матери над жителями. Этот буран по свидетельству участников тех событий помог нашим войскам победить фашистов и освободить Черкесск.

 


Икона Божией Матери именуемая Достойно Есть. В 982 году на восточной стороне греческой горы Афон, неподалеку от города Карее стоял русский скит апостола Андрея Первозванного. Неподалеку от него находилась келья, в которой жили два отшельника: старец и молодой монах. Как-то раз старец ушел в близлежащий монастырь в Карейский Протатский собор, а молодой инок остался один. Услышав ночью стук в дверь, молодой человек не удивился, так как к ним часто заходили неожиданные гости отдохнуть или провести ночь. Впустив гостя, инок напоил его водой, накормил чем мог и предложил остаться отдохнуть. Спустя некоторое время, они вместе стали молиться и петь псалмы. При словах «яко воистину блажити тя, Богородицу», а после — «Честнейшую Херувим» гость сказал, что в тех местах, откуда он пришел, слова этой песни звучат по-другому. Он начал петь хвалебную песнь по-своему, и вдруг стоявшая в келье икона Божьей Матери засияла, распространяя яркий свет вокруг себя, а хозяин кельи ощутил внутри особую радость и благодать. Он тут же попросил пришедшего записать чудодейственные слова. Но под рукой не оказалось бумаги. Тогда гость своим перстом без каких-либо приспособлений записал их на камне. После этого и сам он засиял и через секунду исчез, сказав перед этим, что зовут его Архангелом Гавриилом. Когда вернулся старец, молодой инок, потрясенный удивительными ночными событиями, рассказал ему всю историю и, доказывая правдивость своих слов, показал расписанный словами песнопения камень.

Весть о необычном ночном событии быстро разлетелась на много верст вокруг. Вскоре каменную плиту с нанесенными на нее словами «Достойно есть» переправили в Константинополь патриарху, как доказательство правдивости удивительной истории. А икона, перед которой Архангел Гавриил впервые произнес песнопение, получила второе название. Вместе с тем, как она называлась раньше — «Милующая», ее стали называть еще и «Достойно есть». Вскоре ее со всеми почестями перенесли в собор городка Кареи. Там она находится и сейчас.

Список этой иконы хранится в Покровском храме города Черкесска, справа от иконостаса.

 


Икона Божией Матери «Скоропослушница» (греч. Γοργοεπήκοος — «Горгоэпикоос») — икона Божией Матери, почитаемая чудотворной. Написана на Святой Горе Афон и хранится в монастыре Дохиар. Празднование — 9 (22) ноября (в самом монастыре с 1919 года — 1 (14) октября).

Образ иконы Божией Матери «Скоропослушница» относится к типу «Одигитрии». Младенец, сидящий на левой руке Богоматери, благословляет правой рукой, а в левой держит свиток. Для иконы характерна обращённость правой пяточки Богомладенца к молящимся. Позднее Богоматерь на иконе подобного типа стали писать в короне. Оригинальный, афонский образ Богородицы «Скоропослушницы» представляет собой почти поколенное изображение Богоматери с Младенцем, в отличие от главного петербургского извода этого образа.

К 120-летнему юбилею, храму был подарен образ Божией Матери «Скоропослушница», написанный в 2021 году в афонском монастыре Дохиар, где пребывает оригинал чудотворной иконы. Заказал икону и подарил храму бывший министр МВД КЧР Александр Мельниченко. Икона была размещена в храме, с правой стороны, у алтаря и пополнила собой число афонских икон, хранящихся в церкви.

 


Икона «Благословение детей» написана по одноимённому евангельскому событию: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мф 19:13-15; Лк 18:15-17).

В XX веке для храма покрова Пресвятой Богородицы была написана эта же икона, реставрирована в 2021 году.

 


Спиридон Тримифунтский, или Саламинский (греч. Σπυρίδων Τριμυθούντος; около 270—348) — христианский святой, почитается в лике святителей как чудотворец. Память в Православной церкви совершается 12 (25) декабря шестеричным богослужением, в Католической церкви — 14 декабря.

В 325 году по приказу императора Константина Великого в городе Никее был созван Первый Вселенский собор, целью которого было определение основных истин христианской веры и осуждение ереси священника Ария. Согласно житию, благодаря чудесным доказательствам святителя Спиридона, многие ариане вернулись к исповеданию православия.

Икона Спиридона Тримифунтского находится в углу между северной и западной стеной храма, у канона (панихидного стола).

В круге прихожан почитается как чудотворная: раньше она была сильно потемневшей на ней нельзя было ничего различить, но позже она стала проясняться и на сегодняшний день можно точно различить образ святителя.

 


В храме Покрова Пресвятой Богородицы города Черкесска хранится частица мощей Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Частица находится в иконе святого. Пожертвована протоиерею Вячеславу Коваленко в 2000 году архимандритом Матвеем (Мормыль) в Троице-Сергиевой Лавре на встрече выпускников Московской духовной семинарии 1990 года.

На иконе изображён святитель Николай с Евангелием, в архиерейском облачении. Также в правом и левом углах представлены Господь Бог Иисус Христос и Пресвятая Владычица Богородица.

 


Икона Божией Матери «Душеспасительница», также Психосострия (от греч. Ψιχοσοςτρια — душеспасительница) — икона Богородицы местночтимо почитаемая чудотворной. Написана в Константинополе примерно в 1312—1325 годах. Относится к типу Одигитрии, восходящей, в свою очередь, к Влахернской иконе.

Её список был подарен архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом в 2018 году в честь 175-ти летия храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Черкесска.


 

Комментирование запрещено